Содержание статьи:
- Перевозка животных автомобильным транспортом.
- Перевозки животных железнодорожным транспортом.
- Перевозка животных водным транспортом.
- Перевозка животных авиационным транспортом.
- Гигиенические правила при перегонах животных.
- Транспортировка убойных животных.
Резкая смена условий среды при транспортировке неблагоприятно воздействует на животных, особенно молодняк, вследствие чего у них нарушается деятельность центральной нервной системы, уменьшаются усвояемость кормов, масса тела, снижаются защитно-физиологические функции и резистентность организма, появляются заболевания, а также удлиняется период адаптации организм к новым условиям.
В соответствии с Ветеринарным законодательством разрешается перевозить только здоровых животных из хозяйств и пунктов, благополучных по инфекционным болезням. При любом перемещении скота ставится всегда одна и та же задача — доставить к месту назначения всех животных без потерь. Животных, которых отправляют на выставки, выводки, ипподромы, а также в хозяйства за месяц до перевозки клинически осматривают, проводят необходимые диагностические исследования и ветеринарно-санитарные обработки. На отправляемую партию выдают ветеринарное свидетельство, в котором указывают количество животных в данной группе, проведенные диагностические исследования и обработки.
Животных, доставленных к месту отправления, освидетельствует врач или фельдшер транспортной ветеринарно-санитарной службы. Если ветеринарные документы (свидетельства, удостоверения, справки, гуртовая ведомость) в порядке, не выявлено больных и не было заболеваний или падежа в пути, животных допускают на погрузочную площадку. После 3-4 ч отдыха их подвергают поголовному осмотру. Температуру измеряют у всего поголовья крупного рогатого скота и лошадей, у свиней и овец выборочно, и только при обнаружении больных термометрии подлежат все животные. Погрузку разрешают при отсутствии в группе больных и подозреваемых по заболеванию животных, о чем врач делает соответствующую пометку в документе.
Перед транспортировкой на значительное расстояние за 7-10 дней до отправки в хозяйствах животных переводят на транспортный режим кормления, то есть дают те корма и в тех нормах, которые будут установлены в пути следования. Кормят и поят их 2 раза в сутки. Необходимо помнить, что животные, оказавшиеся в необычных для них условиях, подвергаются воздействию стресс-факторов. Поэтому резкие изменения в кормлении, с одной стороны, и транспортные (дорожные) неудобства — с другой, предрасполагают к заболеванию животных в пути.
Перед погрузкой животных распределяют на группы с учетом пола, возраста, упитанности и живой массы. Перед перевозкой проводят необходимую работу по подготовке транспортных средств и условий погрузки животных. Ответственное за погрузку лицо (ветеринарный специалист или зоотехник) организует осмотр и подготовку погрузочной площадки (железнодорожной рампы, эскарпов, специальных трапов и т. п.). Тщательно обследуют вагоны, палубы, трюмы, кузова автомашин и другие средства перевозок. При этом обращают внимание на очистку их от посторонних, особенно острых и твердых предметов, целостность полов, стен, дверей, окон. Все острые выступы, предметы, а тем более торчащие внутрь гвозди, крючки убирают. Вагоны, палубы, трюмы, кузова автомашин промывают и дезинфицируют. Только после полной исправности и оснащения средств перевозки разрешается погрузка животных.
Перевозка животных автомобильным транспортом.
Этим видом транспорта перевозят животных и птиц всех видов на расстояние до 400-500 км. Для перевозки животных всех видов используют как специальные автоскотовозы, так и обычные грузовые машины.
Перевозка скота наиболее экономична в специальных автомобилях-скотовозах. Для этого используют полуприцепы ММЗ-776 (18-20 голов крупного рогатого скота), ОдАЗ-8576 (16 голов крупного рогатого скота, 55 свиней, 175 овец), ОдАЗ-В57Д (аналогично предыдущему), ОдАЗ-9925 (50 телят или 60 поросят), с автотягачом соответствующей марки ЗИЛ-130 В1, или КАЗ-6088. Полуприцепы оборудуют деревянно-металлическим кузовом, разделенным перегородками на четыре отсека. В кузове имеются три двери. На обычных машинах делают дополнительные ограждения бортов, перегородок, а в жаркое время предусматривают и специальную защиту от солнечных лучей.
Птицу рационально транспортировать в специализированных съемных контейнерах, устанавливаемых на автомобилях-тягачах ГАЗ-5Ш с полуприцепом Т-169. Для этого рекомендованы 5-6-ярусные 10-12-секционные контейнеры на 200-300 кур. Для перевозки молодняка птицы существуют специализированные автомобили-фургоны АНЦ-10 с изотермическим кузовом, регулируемой температурой и воздухообменом. Молодняк птицы размещают в специализированных ящиках. За один рейс автомобиль-фургон перевозит 6000 цыплят, 8000 индюшат, 6000 утят, 2000 гусят или 180 тыс. куриных яиц. Кормят птицу в пути через каждые 6 ч. Крупных животных ставят в машине головой вперед и прочно привязывают к переднему борту по ходу движения автомашины. В приспособленные бортовые автомашины грузоподъемностью 2,5 т помещают по две лошади рядом, 5,0 т — пять, а при удлиненном кузове — шесть голов. Лошадей предварительно расковывают. Молодняк крупного рогатого скота до двух лет, свиней, овец, коз и других мелких животных разрешается перевозить без привязи, но в таком количестве, чтобы все животные могли лежать в кузове автомашины.
При перевозке животных нужно учитывать климатические особенности местности. При температуре наружного воздуха выше ЗО°С перевозить свиней, особенно откормочных, можно только с разрешения ветеринарного врача. Каждую машину должен сопровождать проводник. При пребывании в пути более 12 ч через каждые 10-12 ч устраивают 3-4-часовой отдых. Поят животных не реже 2 раз в сутки. Места отдыха, кормления и очистки автомашин от навоза должны быть заранее согласованы с ветеринарными органами по маршруту перевозок. На постояннодействующих маршрутах перевозок должны быть определены и оборудованы постоянные места водопоя и складирования навоза.
В случае заболевания животных или падежа в пути следования проводник обязан немедленно сообщить о случившемся в ближайшее ветеринарное учреждение. Лучше всего это сделать через пост ГАИ, не заезжая в населенные пункты и не проезжая мимо животноводческой фермы, выпаса животных. Автомашины после выгрузки животных подлежат очистке и дезинфекции 2% раствором формальдегида и др.
С целью уменьшения отрицательного влияния транспортного стресса телятам перед отправкой вводят фармакологические вещества: за 10-15 минут 5%-ый раствор аскорбиновой кислоты в дозе 6 г на теленка массой 45-50 кг подкожно; за 30-40 мин аминазин в виде 2,5%-ного раствора на 3,5%-ном растворе новокаина внутримышечно в дозе 1 мг/кг; за 30 мин комплексный препарат ТВАГ (одному теленку 125 г глюкозы внутрь, внутримышечно 3 мл тривитамина, 45 тыс. ME витамина А, 60 тыс. ME витамина D и 30 мг витамина Е, 0,5 г тетрациклина гидрохлорида и 0,5-1,0 мг/кг 62,5%-ного раствора аминазина). После доставки животных в хозяйство перечисленные препараты вводят в тех же дозах, а раствор аминазина — по 0,5 мг/кг массы животного.
Перед отправкой волосяной покров телят чистят щеткой, копыта очищают и обрабатывают 10%-ным раствором сульфата меди или 5%-ным раствором формальдегида. Молодняк перед отправкой вакцинируют против паратифа и колибактериоза, а также против других болезней в соответствии с эпизоотической обстановкой.
Перед транспортировкой телят выдерживают в течение 3-4 ч на голодной диете. С целью профилактики желудочно-кишечных заболеваний и стрессовых явлений перед погрузкой в автомашины каждому теленку выпаивают 2 л теплого слизистого отвара глюкозы (125 г глюкозы на 2 л отвара). Перевозят телят специально оборудованным автотранспортом комплекса. Пол кузова делают водонепроницаемым и легко поддающимся очистке от загрязнений при мойке и дезинфекции. Перед погрузкой телят на пол кузова настилают солому или другую подстилку, препятствующую скольжению животных и их травмированию. Минимальная площадь при перевозке на одного теленка массой 40-50 кг составляет 0,4-0,75 м2. После каждого рейса транспортные средства хорошо очищают и дезинфицируют.
Перевозки животных железнодорожным транспортом
Железная дорога обязана обеспечить надлежащее оборудование вагонов дверными решетками, фуражными досками, кольцами для привязывания животных, фонарями и стремянками. Остальное необходимое оборудование и инвентарь (ведра, лопаты, метла и пр.) предоставляет отправитель. Специальные вагоны оборудуют кормушками, под которыми монтируют оцинкованные железные корыта для поения скота, на откидных полках размещают запас фуража. На все время перевозок животные должны быть обеспечены доброкачественными кормами и подстилкой. Для ухода за животными в пути следования выделяют проводников (один человек на 1-3 вагона).
Погрузку животных производят на специальных площадках. Сначала загружают спокойных особей, а затем -строптивых. При этом животные обычно беспокоятся, потому лица, осуществляющие погрузку, должны соблюдать тишину и порядок, ни в коем случае не бить животных. Грузят скот обычно днем, а если — ночью, то места погрузки хорошо освещают. Во избежание травматических повреждений лошадей грузят только раскованными. В один вагон не допускается погрузка разных видов животных: быков с коровами и баранов с овцами.
В четырехосные вагоны (системы А.К. Лаврика) погружают следующее количество животных: взрослый крупный рогатый скот — 16-24; молодняк разного возраста — 24-28; телята — 36-50; лошади не более 14; свиньи массой 80-100 кг — 44-50; массой 100-150 кг — 28-44; массой свыше 150кг — 20-28; овцы и козы — 80-100. Нормы погрузки племенных и высокопродуктивных животных определяет грузоотправитель по согласованию с транспортным госветнадзором и только в четырехосные вагоны на расстоянии свыше 500 км.
Лошадей и крупный рогатый скот перевозят в вагонах на привязи, располагая животных в продольном или поперечном направлении. Плотность размещения животных в вагонах должна быть такой, чтобы в пути следования каждое животное могло лежать, иметь доступ к корму и воде. Молодняк крупного рогатого скота, овец, коз и свиней перевозят в вагонах без привязи. Через каждые 5-6 суток пути племенным животным предоставляют отдых на сутки с выгрузкой и содержанием в загонах около погрузочной площадки. Кроликов и птицу грузят в вагоны только в специальных деревянных клетках. Диких животных и пушных зверей перевозят также в клетках с отдельными, специально оборудованными решетчатыми дверцами. Перевозку птицы, кроликов и пушных зверей осуществляют исходя из норм погрузки в четырехосный вагон: кур — 850-1050; гусей — до 250; уток — 400-500; индеек — до 500; кроликов — до 500; лисиц, песцов — 100; норок, соболей — 200; нутрий — 150.
Кормят и поят животных в пути следования по 2-3 раза в сутки. Для поения животных в пути следования на узловых станциях железных дорог определяют пункты водопоя, оборудованные водопроводными колонками, шлангами и ведрами. В пути следования в вагонах поддерживают чистоту и сухость: проводники 1 раз в сутки убирают вагоны, очищают их от навоза на специально отведенных для этого станциях на путях или в тупике. Об этом заранее извещают проводников скота, которые еще при движении состава собирают навоз к дверям вагона. После очистки вагонов животным подкладывают сухую, влагоемкую, без пыли и плесени подстилку. Микроклимат в вагоне регулируют в теплое время года через двери и люки или с помощью соответствующего количества вентиляторов.
Вынужденный убой животных в пути категорически запрещен. В случае выявления в пути следования больных или павших животных транспортный госветнадзор должен выгрузить их силами работников станции и направить в ближайшее государственное учреждение. Об этом составляют акт и прилагают его к перевозочным документам. Перечень станций, на которых могут быть сняты трупы животных, устанавливает начальник дороги и указывает в тарифном справочнике.
По прибытии животных на станцию назначения представитель ветеринарно-санитарного надзора на транспорте предварительно знакомится со всеми документами и опрашивает проводников о поведении животных в пути следования. Вагоны с животными подают к специальной разгрузочной площадке, оборудование которой позволяет выгружать животных без нанесения им травматических повреждений.
Перевозка животных водным транспортом.
Водным транспортом можно перевозить животных всех видов. Подбор групп, ветеринарно-санитарный осмотр животных, оформление ветеринарной документации осуществляют так же, как и при перевозке животных по железной дороге. Животных и птицу транспортируют по речным и морским путям на специальных баржах, на палубах товарно-пассажирских речных судов или в трюмах морских пароходов. Запрещена перевозка животных на пассажирских скорых линиях. Большие партии скота обычно переправляют водным транспортом на специально оборудованных самоходных судах или баржах.
В портах, пристанях (в местах погрузки скота) предусматривают причалы, загоны для скота, навесы с запасами кормов, воды, инвентаря, места для кормления и водопоя животных. Здесь же размещают службу ветеринарного надзора, помещения для дезобработки транспортных судов и изолятор. При подготовке грузовых помещений судна к приему животных необходимо проверить работу вентиляционной системы, освещение в трюмах; подготовить и оборудовать места для размещения животных; проконтролировать наличие контейнеров для хранения грубых и концентрированных кормов.
Баржи, суда должны быть чистыми, просторными, чтобы животные могли свободно ложиться. Палуба для погрузки должна быть плотной, ровной, непроницаемой. В целях предотвращения загрязнения судна оборудуют стоками для жидких испражнений. Временные настилы палуб посыпают песком, опилками или застилают соломой. Палубу огораживают прочным барьером, на ней оборудуют боксы и загоны, над которыми делают крышку из досок на высоте для крупного рогатого скота 1,9 м, для лошадей — не менее 2,4 м, для мелкого рогатого скота и свиней — 1,0 м.
При перевозках животных на судах придерживаются ориентировочных норм площади на одну голову (м2): коровы, быки, волы — 1,8-2,5; лошади рабочие и племенные — 2,0-3,0; подсвинки и свиньи разной массы — 0,3-1,5; овцы и козы —0,5-0,75. Во время перевозки на специальных судах или баржах скот содержат группами свободно в загонах, перегороженных деревянными решетками. Крупных животных, особенно на грузопассажирских судах, привязывают к барьерам (кольцам). Мелких животных (поросят, козлят, кроликов, птиц, кошек и др.) перевозят только в клетках, корзинах, ящиках или другой таре с плотным дном, а агрессивных животных (собак и др.) — в намордниках на привязи.
Для размещения крупных племенных и высокопродуктивных животных (крупный рогатый скот и лошади) оборудуют изолированные стойла длиной 2,2-3,0 м, шириной 0,8-1,2 м с высотой боковых поперечных перегородок 1,2-1,9 м. Между стойлами устраивают продольные проходы шириной не менее 1,0-1,6 м. Если по ширине судна стойла размещают более чем в 2 ряда, то делают и поперечные проходы. Стойла со стороны бортов судна и по краям обшивают досками на всю высоту.
В пути следования животных сопровождают проводники: один человек на 20 голов крупного рогатого скота и лошадей, на 30 голов свиней и телят, на 60 голов овец и на 10-15 клеток птиц и кроликов. Большие партии животных (2000 и более) при длительном нахождении в пути (более 5 суток) сопровождает ветеринарный специалист. В один загон или трюм подбирают животных примерно одинаковых промеров с близкой массой и одного пола. Необходимо следить за состоянием микроклимата в трюмах, эффективностью воздухообмена. При нахождении в пути более 12 часов животных обеспечивают необходимым количеством корма за счет отправителя, водой и подстилкой.
О случаях заболевания или падежа животных в пути следования сообщают судовой администрации, которая принимает меры для изоляции больных. Сбрасывать трупы в водоемы категорически запрещается. Навоз по мере накопления убирают не реже 1 раза в сутки в место, указанное капитаном судна. Судно после выгрузки здоровых животных, в том числе и птиц, подлежит очистке, промывке и дезинфекции.
Перевозка животных авиационным транспортом.
С помощью авиационного транспорта обеспечиваются скоростные перевозки народнохозяйственных грузов, в том числе домашних, диких, лабораторных и зоопарковых животных. Кроме того, авиакомпании различных стран мира транспортируют племенных, цирковых, спортивных и других животных. Для создания условий выгрузки и передержки животных, а также для обеспечения мероприятий по профилактике возможного заноса заразных болезней в аэропортах должны быть построены и технически оснащены контрольные погрузочно-разгрузочные и специальные дезинфекционные комплексы.
В современных самолетах и вертолетах при перевозках животных можно создать им нормальный микроклимат в грузовой кабине и доставлять в отдаленные районы, не имеющие других путей сообщения. Для предохранения помещений самолетов (вертолетов) и оборудования от коррозии, которая может возникнуть в результате попадания выделений животных на пол, последний обязательно выстилают прочным брезентом или другими материалами и покрывают сорбирующими веществами, которые заменяют после каждого рейса.
Все шире используют транспортные самолеты и вертолеты при перевозках овец и молодняка крупных животных, диких животных, птиц и пресмыкающихся, пушных зверей на Крайний Север и другие районы страны. Для размещения крупных животных в грузовой кабине оборудуют стойла или групповые секции. Стойла должны быть съемными, легко и быстро собираться и разбираться. Крупных животных обязательно привязывают.
Необходимость их кормления и поения зависит от времени транспортировки. Животных при перевозке должны сопровождать проводник и ветеринарный врач или ветфельдшер.
Перевозку единичных животных целесообразно осуществлять в специальных контейнерах УАК — 5, которые устанавливают в грузовом помещении самолета. Диких животных, птиц, пресмыкающихся перевозят в прочных и надежно закрытых металлических клетках, имеющих специальные устройства для загона, выхода и нормального размещения. Цыплят транспортируют только в специальных ящиках. Пушных зверей располагают в транспортных клетках, оборудованных поддонами для сброса испражнений, а также посудой для воды. При перевозке цыплят и пушных зверей должны быть обеспечены нормальные жизненные условия для животных в течении всего полета (температурный режим, кормление, вентиляция, нормы загрузки и т.д.). После выгрузки животных, в том числе и птиц, помещения самолетов подвергают тщательной ветеринарно-санитарной обработке.
Гигиенические правила при перегонах животных
Перегон животных — сравнительно широко распространенный и довольно эффективный способ транспортировки животных по шоссейным, грунтовым и другим дорогам. При правильной организации такой способ оказывается дешевым и простым. Перемещение животных чаще осуществляют для доставки их на мясокомбинаты после откорма или нагула, а также перегона на отдаленные пастбища, особенно при отгонном содержании.
Перегону подлежат только здоровые животные, а поэтому весь скот подвергают тщательному ветеринарному осмотру, обращая особое внимание на состояние копытец. Больных, слабых, старых животных, неспособных к длительным переходам, выделяют из общего стада. Из здоровых животных комплектуют гурты и отары примерно следующих размеров: крупный рогатый скот — не более 250, овцы и козы — не менее 1000 голов. В каждый гурт или отару подбирают животных одного вида, пола, а также однородных по возрасту и упитанности.
Для ухода и обслуживания животных в пути формируют бригады из опытных гонщиков, гуртоправов, чабанов во главе с бригадиром или старшим гуртоправом (чабаном), которые отвечают за обслуживание животных и строгое соблюдение всех зоотехнических, зоогигиенических и ветеринарно-санитарных требований.
В целях надлежащего обслуживания животных в пути за бригадой закрепляют необходимые транспортные средства и инвентарь: лошадей, повозки, лопаты, ведра, веревки, электрический фонарь, посуду для приготовления пищи и другие принадлежности. Бригадиру или старшему гуртоправу вручают ветеринарное свидетельство, маршрутный (путевой) лист, аптечку с медикаментами, перевязочными и другими материалами, а также необходимые в пути следования продукты питания.
Животных перегоняют по специально отводимым трассам, наиболее спокойным по движению грунтовым дорогам, благополучным по инфекционным болезням. Определенные маршруты и обходные дороги для перегона скота заранее согласуют и утверждают с государственным ветеринарным надзором. При определении маршрутов по возможности учитывают наличие свободных выпасов с достаточным травостоем, водоисточников pi переправ через реки и другие преграды. Одновременно составляется и утверждается план-график движения животных, в котором определяется скорость движения их, остановки для кормления, поения и отдыха.
Лучше всего перегонять животных рано утром и заканчивать с наступлением темноты. Скорость передвижения в среднем должна быть следующей: для крупного рогатого скота — 15-18 км в сутки, овец — 10-15, свиней — не более 8 км. В местах с недостаточными травостоем и водой скорость перегона может быть увеличена на 6-10 км в сутки. В середине дня (с 12 до 16 ч) животных останавливают на отдых. При длительных перегонах после каждых 6-8 суток организуют одно- или двухдневный отдых, особенно в местах с хорошим травостоем и удобным водопоем. В пути следования ведут постоянные наблюдения за животными, а при наличии отстающих им оказывают необходимую помощь или же формируют отдельную группу, которую к месту назначения доставляют автотранспортом. Поят животных летом 3 раза, весной и осенью 2 раза в сутки через 1 ч после остановки движения. Не допускается поение животных из болот, луж и прудов.
В период перегона необходимо исключить контакт перегоняемых животных со скотом местных хозяйств. При заболевании нескольких животных с одинаковыми признаками болезни гурт нужно отделить от больного скота (или трупа) на расстояние более 1 км и сообщить в ближайшее ветеринарное учреждение. В случае необходимости вынужденный убой животных проводят с соблюдением ветеринарно-санитарных правил.
При массовых сезонных перегонах животных на пастбища и обратно (Казахстан, Средняя Азия, Кавказ и др.) по пути маршрутов для обслуживания животных организуют специальные ветеринарные пункты.
Транспортировка убойных животных
Транспортировку животных на мясоперерабатывающие предприятия необходимо организовывать так, чтобы потери количества и качества получаемой продукции были минимальными. В партию отправляемых на убой животных отбирают только здоровых и из хозяйств, благополучных по инфекционным заболеваниям. Предварительно их подвергают ветеринарному осмотру, термометрии и другим необходимым исследованиям. Лошадей обязательно обследуют на сап путем клинического осмотра и однократной глазной маллеинизации, которую проводят не ранее чем за 3 дня до отправки животных (повторную маллеинизацию делают перед убоем на мясокомбинате).
Согласно ветеринарному законодательству разрешается отправлять на убой отдельными партиями животных, положительно реагирующих на бруцеллез и туберкулез, больных классической чумой свиней и другими инфекционными болезнями, при убое которых мясо после обеззараживания разрешается использовать для пищевых целей. Таких животных направляют на убой (гоном запрещено) только с разрешения Главного управления ветеринарии республики или областных ветеринарных отделов. При этом определяется время и режим их перевозок.
Не разрешается отправлять на убой животных: с клиническими признаками туберкулеза и бруцеллеза; с неустановленным диагнозом; повышенной или пониженной температурой тела; привитых инактивированной вакциной против ящура в течение 21 дня после прививки; в течение 14 дней после введения вакцины или сыворотки против сибирской язвы; после применения антибиотиков и обработок пестицидами до истечения сроков, регламентированных нормативными документами; при кормлении рыбой и рыбной мукой — в течение 30 дней (для птицы — 10 дней) после прекращения ее скармливания.
Если предстоит длительная транспортировка, то за несколько дней до отправки животных переводят на транспортный режим кормления. Их кормят и поят 2-3 раза в сутки из расчета на 100 кг живой массы для крупного рогатого скота 4,5 кг сена, овцам — 5,5 кг сена, свиньям — 2,5 кг концентратов в сутки. Предварительный переход на транспортный рацион кормления особенно необходим для животных, находившихся ранее на выпасах. В подготовительный период кожный покров животных очищают от загрязнений, у лошадей снимают подковы, если им не предстоит перегон. Всех животных биркуют. Однако эти работы следует вести заблаговременно, чтобы вызываемое ими нервное напряжение (а иногда и стрессовые реакции, например при клеймении) ко времени отправки было погашено.
На комплектуемую партию отправляемых животных в хозяйстве оформляют следующие документы: опись с указанием номера бирки (тавра); товаротранспортную накладную в 3 экз. (2 экз. вручают старшему проводнику, 1 экз. остается в хозяйстве); ветеринарное свидетельство по
форме 1 (или справку), а если животных перевозят по железной дороге или перегоняют дольше суток – путевой журнал. Ветеринарное свидетельство на животных, направляемых за пределы области, подписывает главный ветеринарный врач района. Срок действия свидетельства 3 суток со дня выдачи. В ветеринарном свидетельстве указывают число животных, их место назначения, сведения о благополучии местности по инфекционным болезням, проведенные специальные обработки (прививки, аллергические реакции и др.) и время их проведения. Свидетельство четко заполняют чернилами. На выбракованных животных прилагают акты. В день отправки животных обязательно проводят их ветеринарный осмотр с выборочной термометрией.
Транспортировка животных осуществляется автомобильным, железнодорожным и водным транспортом. Применяют и перегоны.
Влияние транспортировки на убойных животных. При краткосрочной транспортировке автомобильным транспортом, если соблюдаются правила перевозок, особых изменений в состоянии животных не наблюдается. При длительных перевозках, особенно по железной дороге, животные претерпевают ряд перегрузок нервного и физического порядка: действие инерционных сил, вибрация, длительные
статические перегрузки на конечности, скоростное обтекание воздуха, перегревы, переохлаждения и другие факторы. В ряде случаев это вызывает стрессовые явления, которые проявляются снижением аппетита, возбуждением животных (особенно выражено у крупного рогатого скота, у лошадей -синдромом «колик»), учащением дыхания и пульса, повышением общей температуры на 1-1,5°С, мышечной дрожью, судорожными движениями. У свиней наблюдается пятнистая гиперемия кожи, у крупного рогатого скота могут появляться признаки, сходные с явлениями послеродового пареза. Все это приводит к потере живой массы и снижает иммунобиологическую устойчивость организма. После длительных железнодорожных перевозок без предоставления отдыха перед убоем почти у 30 % животных во внутренних органах и даже в мышечной ткани обнаруживается микробная аутофлора (в основном из группы Enterobacteriaceae), что имеет прямое отрицательное влияние на ветеринарно-санитарную оценку продуктов убоя.
Стрессовые явления, кроме других негативных моментов, приводят к снижению гликогена в мышечной ткани животных, а следовательно, оказывают влияние на характер созревания мяса. В нем не образуется большого количества молочной кислоты, рН его будет относительно высокая, что снижает устойчивость мяса при хранении.
В мясе животных, убитых в стрессовом состоянии, ухудшаются органолептические показатели (вкусовые, ароматические и цветовые), поэтому убой таких животных следует проводить после снятия стрессовых явлений.