Зачатки врачевания возникли на самых ранних стадиях существования человека, в период первобытнообщинного строя.
Историческая наука определяет три периода развития ветеринарии:
- 1. Примитивное врачевание (примитивная ветеринария).
- 2. Народная ветеринария.
- 3. Профессиональная ветеринария.
- В течение тысячелетий, крайне медленно происходило накопление знаний, опыта. Опыт многих поколений научил человека распознавать природные лечебные средства. Разыскивая пищу, человек узнавал питательные, лечебные и вредные свойства растений. Так накапливались знания о слабительных, рвотных лечебных средствах, о противоядиях, об использовании органов животных для внутреннего и наружного применения. С древних времен умели оказывать помощь при родах и элементарную хирургическую помощь при ранениях, переломах.
Развитие охоты способствовало одомашниванию животных и появлению примитивных знаний по уходу за животными. В период патриарха появляется скотоводство и земледелие. Зарождаются новые отношения между людьми, появляется зависимость человека от растений и животных, и появляются классы.
В период первобытнообщинного строя человек был полностью беспомощен перед силами природы. Мировоззрение его было стихийно – материалистическим, реальным. Боль, повреждение человек связывал с реальным фактом падения дерева или удара палки. Затем представление о болезни – как нечто материальное – существо, проникающее в тело из вне и вызывающее болезненное состояние. Оттуда такие выражения, как «удар», «прострел», лихорадка – трясца «бьет», «рак» и др.
Примитивная ветеринария включала в этот период много фантастического, демонического в лечении, бесполезного, а часто – вредного.
— Наиболее ранней формой фантастического представления о лечении был фетишизм – культ неодушевленных предметов, обладающих охранными, защитными свойствами. Это амулеты (личный или для всего племени).
— Затем происхождение болезни связывали с вселением духов в тело больного и исцеляли через устрашающие приемы, изгоняющие их, (шаманы, трепанация черепа для изгнания злого духа).
Первобытные люди населяли духами не только людей, но и животных – анимизм. Этим объяснялись явления обморока, эпилепсии как следствие. Таким образом, сложилась система «лечения» больных путем борьбы с различными духами, демонами, бесами. Отсюда сохранились обозначения некоторых болезней и симптомов – «лихоманка», «чирей» «огненный пострел» и т.д.
— Позднее, весь мир первобытному человеку стал представляться раздвоенным: материальным (естественный) и сверхъестественным, населенным духами.
— Затем болезни стали рассматриваться, как следствие гнева богов.
Все это породило суеверия — о влиянии злых духов, поражающих человека и животных карающей силой. Для лечения, изгнания их использовали амулеты, заговоры и заклинания, с верой в их магическое действие. Для охраны от проникновения в тело злых духов, применялись жертвоприношения.
Таким образом, постепенно в первобытном обществе начали выделяться отдельные профессии, в том числе знахари, в обязанности которых входила лечебная деятельность – примитивное врачевание, с применением средств внушения (магические действия, танцы, костюмы, маски, бубен).
Первобытнообщинный строй постепенно заменился рабовладельческим, и примитивная ветеринария приняла облик жреческой (храмовой) медицины. Появились первобытные служители культа — жрецы. Болезнь вызвана злым духом, наказанием. Жрецы, как посредники между людьми и богами, умеющие с помощью молитв и жертвоприношений магическим действием умилостивить богов и возвратить здоровье. Они использовали и средства знахарей, народной медицины, сосредоточили в храмах все знания, в том числе и о природе. С появлением письменности ими описаны болезни и народный опыт приготовления лекарств, рецептов и лечебных приемов. Их функция сливается с функцией знахарей. У восточных славян не было жрецов, их функцию выполняли кудесники, волхвы, колдуны.
С переходом к классовому обществу сверхъестественное представление о природе оформилось в виде религий и болезни рассматриваются как следствие гнева богов (болезнь – «божья рана» или язва).
- Народная ветеринария (скотолечение) развивалась и обогащалась практическими навыками народных целителей с первобытно-общинного строя и передавалась поколениями, особенно в период одомашнивания животных в рабовладельческом обществе, обогащалась новыми способами и средствами. Время и районы одомашнивания животных представлены в таблице 1.
таблица 1
Вид животных | Время первичного одомашнивания | Район первичного одомашнивания |
Собака | 30-13 тыс. лет до н.э. | Европа, Азия |
КРС, буйволы, МРС | 6-5 тыс. лет до н. э. | Азия (Вавилон), Египет, Индия, Ирак |
Свинья | 3 тыс. лет до н.э. | Европа, Китай |
Лошадь | 2 тыс. лет до н.э | Азия (Вавилон), Персия, Египет, Рим, Европа |
Кошка | 3-2 тыс. лет до н.э. | Египет, Европа |
Собаки одомашнены в середине каменного периода. Предком были волки в этих странах. Собаки унаследовали многие качества волка: групповая жизнь, подчиненность старшему вожаку – человеку, инстинкт защиты территории. Мелкие собаки пользовались любовью у фараонов. Большие – использовались как сторожевые, охотничьи. Сегодня известно около 800 пород собак.
Кошки считались священными животными в Египте. Отсюда они попадают в Грецию, Италию. Римляне распространяли их в своей империи. В Россию кошка попала очень поздно – в средние века.
Лошадь красивое, умное, благородное животное. Из Азии (Персия) – Лошадь появляется в Египте, Индии. За 1,5 тыс. лет до н.э. – лошадей использовали в колеснице, для военных целей в Египте. В Древнем Риме – для соревнований, военных целей. У славян Древней Руси в I в. н. э. лошадь была источником питания.
Крупный рогатый скот (КРС) в Римской империи служил источником питания, в Индии – священное животное, в Древней Руси – тягловая сила в I в. н.э. В мире известно 400 пород КРС, свиней – более 200 пород.
Таким образом, одомашнивание животных сыграло большую роль и в становлении человека. В свою очередь одомашненные животные нуждались в лечебной помощи от человека.
Мощным стимулом для развития народной ветеринарии стало появление пастушества. Пастухи, ухаживая за животными, оказывали первую помощь при травмах, родах, кастрировали самцов. Применяли целебные растения: кровоостанавливающие, заживляющие раны, ускоряющие изгнание плода и т.д.. Пастухи собирали, сушили, хранили их; отличали ядовитые травы от неядовитых. Кроме лечебных трав, пастухи использовали вещества животного происхождения: жир, костный мозг, кровь, желчь, куринные яйца и т.д.
Таким образом, все это обогащало сведения по медицине. Так, пастухи наблюдали действие растений на животных и переносили свои наблюдения на человека.
В развитии народной ветеринарии, в т.ч. хирургии, сыграли войны в рабовладельческом периоде (раны, удаление стрел, кровотечения). Развитие гончарного производства и появление глиняной посуды способствовало приготовлению пищи и «снадобья» для лечения. Затем использование металлов (меди, олова, свинца, серебра и т.д.), умение их плавить дало возможность изготовлять металлические хирургические инструменты и приспособления для фиксации.
Опыт врачевания передавался от пастухов – хозяевам животных, войнам, лечившим своих лошадей; в семье от отца к сыну.
Затем появляются члены общины, которые сделали лечение животных своей профессией.
- Профессиональная ветеринария.
Занятие врачеванием выделилось из числа других профессий. В рабовладельческих государствах появился целитель – профессионал. Эта новая профессия завоевала видное место в обществе и получила признание в государстве. Свою подготовку врачи – профессионалы получали в семье. Врачевание людей и животных на протяжении большого исторического периода профессионально не разграничивалось, только со временем происходит их разделение. Появление профессиональной ветеринарии историки относят к 4 – 3 тысячелетию до н.э.
Таким образом, в странах Древнего мира в рабовладельческий период широко использовалась: народная ветеринария (лечением занимались многие члены общества); жреческая ветеринария, сосредоточенная в храмах и доступная, только обеспеченным членам общества; профессиональная ветеринария (светские врачи) и знахари.