Самых лучших результатов можно добиться, начав дрессировать 2–3-месячных щенков. Методы дрессировки и щенков, и взрослых собак одни и те же, но надо обратить внимание на особенности возраста. Щенки более подвижны, косточки у них еще слабые, поэтому при дрессировке часто используют пищевые раздражители и легкие механические факторы. К месту будет подражательный метод, то есть при наличии возможностей хорошо было бы дрессировать щенков вместе со взрослой, уже дрессированной группой собак. Многим действиям щенка можно научить через игру.
Наиболее общие методы дрессировки собак изложены в разделе «Методика дрессировки собак». Их можно только дополнить несколькими конкретными указаниями, кое-что подчеркнув.
Как уже упоминалось, условный рефлекс у собаки быстрее всего срабатывается контрастным методом. В этом случае условный раздражитель (команда, жест) закрепляется сначала механическим раздражителем, позднее – поощрительным. Однако собаки не любят механические раздражители, поэтому пользоваться ими надо продуманно, особенно дрессируя молодых собак.
Вкусопоощрительный метод станет более действенным, если собака будет не кормлена или после кормления пройдет 2–3, а лучше 4 часа.
Каждое занятие продолжается не более 2 часов. Количество выполненных за одно занятие упражнений зависит от фазы дрессировки, уровня подготовки собаки и ее рабочих качеств.
В начальный период дрессировки за одно занятие можно повторить 2–3 упражнения. Позже количество упражнений постепенно увеличивают. Действия, формирующие новые условные рефлексы, обычно выполняются в начале занятия. После этого можно разрешить собаке 2–3 минуты побегать.
Количество повторений действия за одно занятие зависит от сложности этого действия, работоспособности собаки, особенностей у нее процессов возбуждения и торможения.
Действия, которые поощряются лакомым куском, можно выполнять 15–20 раз, а действия, поощряемые неприятным для собаки механическим воздействием, – до 5–10 раз. Разумеется, собака более заинтересована получить лакомство, чем чтобы ее дергали за поводок и др. Исключение – поглаживание собаки. Этот механический раздражитель приятен собаке и очень хорошо помогает образоваться условному рефлексу.
Для дрессировки и ухода за собакой надо иметь удобную и легко чистящуюся сезонную одежду. Летом удобно надевать спортивную одежду, зимой – теплую куртку или ватник.
На дрессировочных площадках пользуются специальными дрессировочными костюмами, специальными рукавами, стартовым пистолетом и другими средствами.
Общаясь с собакой, надо соблюдать правила гигиены. Каждый раз после общения с собакой мыть руки. Нельзя позволять собаке прыгать на себя, хватать за руки, ноги, а тем более лизать лицо.
Начинающему дрессировщику всегда пригодится консультация опытного специалиста. Поэтому лучше всего посещать курсы клубов служебного и декоративного собаководства, а учиться дрессировке – на дрессировочных площадках, при участии инструктора.
Инструкторы контролируют, должным ли образом выполняются действия, указывают на ошибки, демонстрируют способы выполнения тех или иных действий. Кроме занятий на дрессировочных площадках, каждый дрессировщик самостоятельно дрессирует собаку дома, придерживаясь режима, рекомендованного инструктором.
Для занятий на начальном этапе дрессировки подбирают место в стороне, где нет интенсивного движения, животных и других раздражителей.
Позже, когда навыки уже усвоены, условия дрессировки усложняются. Прежде чем отправиться на дрессировку, обдумывают план будущей работы: какие действия будет выполнять собака, сколько и в каком порядке, какой понадобится инвентарь и др.
Налаживание отношений с собакой.
Хорошие взаимоотношения дрессировщика и собаки устанавливаются в процессе их общения. Дрессировщик должен ежедневно чистить собаку, кормить, поить, водить на прогулку. Когда собака привыкнет к дрессировщику, будет доверять ему, нужно начинать ее дрессировать. Если при приближении дрессировщика собака радостно лает, прыгает, ласкается, когда он уходит, смотрит вслед, пытается бежать за ним, если дрессировщик, спрятавшись, зовет собаку, она ищет его, при повышении голоса не пугается – значит, отношения собаки и дрессировщика хорошие.
Возможные ошибки дрессировщика:
– грубое обращение с собакой, неожиданный рывок поводка без причины, крик, вызывающий у собаки боязнь или агрессивность;
– слишком нежное обращение с собакой, частые и не к месту игры, мешающие формированию у собаки дисциплинированности;
– боязливое, нерешительное обращение с собакой, вызывающее у нее недоверчивость или настороженность.
Кличка собаки – звуковой сигнал привлечения внимания. Кличка выбирается короткая, звучная. Обычно собака приучается к кличке смолоду. Иногда приходится приучать и взрослую собаку, не имеющую клички (когда не знают ее или хочется поменять).
Приучают так: каждый раз, подходя к собаке на расстояние 3–4 метров, 2–3 раза ласково произносят кличку. После этого приближаются совсем и дают лакомство. Пока собака ест, кличку повторяют еще 2–3 раза. Через несколько дней, когда собака начинает реагировать на кличку, вместо еды или лакомства поощряют поглаживанием и произносят «Хорошо!». Позже, когда собака привыкнет к кличке, поощряют все реже.
Возможные ошибки дрессировщика:
– слишком громкое повторение клички;
– слишком частое повторение клички, особенно перед каждой командой, что приучает собаку выполнять команду только вместе с повторением клички.